На Монтессори-Весне 2020 из моих четырёх семинаров наибольшим интересом пользовался "Ребёнок уклонист: как с ним работать". Ни одного свободного места, многие желающие так и не смогли попасть на него. Да и времени встречи оказалось маловато. Просто физически не получилось ответить на вал поступивших вопросов. И я сделал единственное возможное, пообещал встретиться со всеми желающими и обсудить эту тему ещё раз.
Встреча пройдёт в рамках проекта "Секрет Детства", в субботу, 25 апреля, в 11-00 по МСК
Вот ссылка на регистрацию:
https://secret-detstva.getcourse.ru/deviation-wr2?gcmes=4944415876&gcmlg=2178826
Так как же работать с таким ребёнком-уклонистом?
Сейчас уже достаточно много людей, которые по достоинству оценили эффективность Метода Монтессори. Однако существуют и подводные камни, далеко не все знают специалисты знают/понимают как работать со сложными детьми. Глобально, все эти поведенческие сложности можно разбить на две группы отклонений, Мария Монтессори ввела понятия сильный и слабый тип детей:
Дети сильного типа (которые сопротивляются и преодолевают препятствия, встающие у них на пути). Сюда относятся капризность и склонность к насилию, приступы ярости, неповиновение и агрессия. Отмечаются непослушание и так называемый «Инстинкт разрушения». Это дети, которые громко решают свои проблемы и бурно реагируют на раздражители. Нестабильность цели, им сложно сосредоточить внимание и сконцентрироваться, часто возникают проблемы с координацией движений, вследствие этого у них легко падают и бьются различные предметы; ментальная путаница, сумасбродные фантазии. Такие дети могут кричать, вопить, обычное их поведение создают много шума.
Дети слабого типа по своей природе пассивны, и их отрицательные черты проявляются в виде негативного отношения к окружающему. Часто лентяйничают, они плачем пытаются получить то, что им хочется. Они хотят, чтобы их всегда развлекали и легко впадают в скуку. Они постоянно жалуются, нередок комплекс неполноценности и зависимости, психосоматические заболевания (астма, аллергии, язва желудка, проблемы с мочевым пузырем). Эти дети не могут сбросить стресс, а загоняют его в себя.
И если первые решают свои проблемы напором/громкостью/силой, то вторые чаще всего включают модели поведения связанные с уклонением. По большому счёту понятно, что с этими детьми делать и как работать, они всегда на виду, мы вынуждены всё время реагировать на них. Со вторыми гораздо сложнее, они могут быть тихими, робкими, не заметными. Могут идти дни и недели, и даже не всегда понятно, а занимался ли этот ребёнок ну хоть чем-нибудь…
Поговорим подробнее именно про стратегии уклонения и чем/как мы можем помочь этим детям. Как им помочь включится в работу?
По сути, это психологическое бегство происходит тогда, когда человек избегает проявлять свои эмоции, когда разум не может выразить себя через движения и ударяется в фантазии (проявление у взрослого – начинает ударяться в лотерею/алкоголь/компьютер). Эго защищает от трудностей реальности, ища решения в фантазиях.
Дети очень часто живут с тревожными родителями, и ребёнок вынужденно берёт управление жизнью всей семьи на себя. Эдакое солнце, вокруг вращаются все планеты, кометы, небесные тела. Представляете какая эта сложно-непосильная нагрузка?
Все эти проблемы решаемы, если мы понимаем цикл конструктивной деятельности, который каждый ребенок в силу своей природы должен пройти. Все недостатки характера вызваны неправильным обращением с ребенком в его ранние годы. Если детьми пренебрегали в раннем возрасте, то их разум может быть просто недостаточно наполнен, потому что у них не было достаточно возможностей для этого. Этот ментальный голод является основной причиной многих бед. Другая причина – отсутствие спонтанной деятельности, направленной творческим импульсом. У детей не сформирована воля, которая способна с этими импульсами управляться.
У детей должно быть интересное занятие, им не надо помогать без нужды, не надо прерывать, когда они начали делать что-то разумное. Ласка, суровость и медицинская помощь не могут помочь ребенку, если он испытывает ментальный голод. Не надо угрожать или льстить, надо лишь «нормализовать условия», в которых живёт ребёнок.
Мария Монтессори полагала, что все отклонения, вне зависимости от их проявлений, проистекают от одной причины: среда ребёнка не позволяет ему расти в соответствии с его внутренними потребностями. Отклонение возникает из-за того, что он встречает на своем пути препятствия, которые ему не позволяют развиваться в соответствии со своими потребностями: ребенок хочет научиться говорить, а ему дают соску, ребенок хочет ходить, а его сажают в коляску и катают.
Если у ребёнка есть сложности, то он нуждается в том, чтобы ему помогли избавиться от него. Этого можно достичь, если есть возможность предоставить ему свободу, но в рамках подготовленной среды. Наша задача включить подобного ребёнка в работу, а когда это наконец произошло, то им не следует навязывать помощь и когда ребенок занялся продуктивной работой, его ни в коем случае не прерывают.
В Монтессори-среде отклонения исправляются, когда ребёнок сам выбрал материал с разумной целью и завершил свою работу с этим материалом. Ребёнок очень доволен по окончанию работы. Задача гида – помочь сконцентрироваться, так как концентрация – единственный способ прийти к нормализации.
Ну а более конкретные решения мы разберём на семинаре.
Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6, 6-12)